ОТЧЕТ РЕКТОРА ИНСТИТУТА
ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учреждение образования «Екибастузский инженерно-технический институт имени академика К.И. Сатпаева» (далее Институт) является субъектом высшего образования Республики Казахстан и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Трудовым кодексом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (далее – Трудовой кодекс), законами Республики Казахстан "Об образовании", от 18 ноября 2015 года "О противодействии коррупции", иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, регламентирующими образовательную деятельность, а также Устава и государственной лицензии на занятие образовательной деятельностью.
В 2019 году, по данным «Независимой оценки образовательных программ казахстанских вузов», результаты которой размещены на портале Электронного Правительства https://m.egov.kz/cms/ru/articles/ind-edu?mobile=yes ЕИТИ занял первую строчку, среди вузов РК по показателю трудоустройства - 86%. Этому способствует тесное сотрудничество с предприятиями региона, которые вносят неоценимый вклад в развитие системы высшего образования.
Третий год национальная палата предпринимателей «Атамекен» совместно с МОН РК проводит исследование образовательных программ отечественных вузов и составляет на их основе рейтинг. https://atameken.kz/ru/services/44-rejting-obrazovatel-nyh-programm-vuzov
Таблица 1.1– Данные Рейтинга ППП «Атамекен» за 2019 год
Перечень образовательных программ ЕИТИ имени академика К.Сатпаева |
Рейтинг образовательных программ вузов (Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен») |
|
Место образовательных программ ЕИТИ имени академика К.Сатпаева |
Процент трудоустройства по данным НПП «Атамекен» |
|
Транспорт, транспортная техника и технология |
1 |
95% |
Теплоэнергетика |
1 |
88,89% |
Технологические машины и оборудование |
2 |
100% |
Автоматизация и управление |
3 |
87,5% |
Горное дело |
3 |
94,12% |
Строительство |
5 |
66,7% |
Электроэнергетика |
7 |
86,84% |
Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта |
9 |
72,73% |
Информационные системы |
30 |
83,33% |
Экономика |
32 |
87,18 |
Среди вузов, где менее 5 выпускников |
||
Металлургия |
1 |
100% |
Менеджмент |
3 |
80% |
Таким образом, Институт обладает хорошими конкурентными позициями среди вузов РК.
Образовательная деятельность Института осуществляется на основе его академической политики, которая представляет собой систему мер, правил и процедур по планированию и управлению образовательной деятельностью и эффективной организации учебного процесса, направленных на реализацию студентоориентированного обучения и повышение качества образования и в строгом соответствии с Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6976).
Постоянно расширяется практика участия работодателей в образовательной деятельности Института, в разработке содержания и организации учебного процесса и совместно решаются вопросы финансирования, оплаты обучения. Успешное развитие взаимных отношений позволяет Институту не только совершенствовать образовательные программы, но и учитывать потребности и нужды предприятий и организаций при введении новых специализаций и открытии новых образовательных программ, основанных на компетентностном подходе.
Учебный процесс Института построен по принципу: от передачи готовой информации - к позиции организатора активного самостоятельного приобретения студентами необходимых компетенций, консультанта такого процесса. В свете этого основными направлениями оптимизации учебного процесса стали:
- упор на активное, а не пассивное обучение;
- акцент на критическом и аналитическом изучении и понимании;
- повышение ответственности и подотчетности со стороны студентов;
- повышенная автономия студентов;
- взаимозависимость между преподавателем и студентами;
- взаимное уважение в отношениях между студентами и преподавателем;
- рефлексивный подход к учебному процессу со стороны и преподавателя, и студентов.
В том числе активное привлечения опытных специалистов с производства и выездные практические и лабораторных работы на базе промышленных предприятий позволили не только усилить активную позицию студента в учебном процессе, но и максимально интегрировать теоретическую базу и получаемые практические навыки, которые в совокупности позволяют наиболее лучшим образом достигнуть желаемых результатов обучения.
Институт обладает материальными активами (аудиторной и лабораторной базой, учебными кабинетами, производственными мастерскими, спортивными залами), зданиями с учебными помещениями и площадью, соответствующим Санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования", утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 611 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 15681), а также наличие видеонаблюдения в помещениях и (или) на прилегающих территориях Института.
Институт располагает учебными корпусами, где размещены учебные аудитории и лаборатории, оснащенные оборудованием, обеспечивающим предоставление качественных образовательных услуг и реализацию миссии, целей и задач вуза. За годы существования создана развитая инфраструктура вуза, включающая три учебных корпуса общей площадью 9883,6 кв.м., в которых размещены аудитории, учебные и научные лаборатории, кабинеты, мастерские, 3 спортивных зала, пункты питания и медицины, актовый зал, а также студенческими общежитиями.
Финансовые потоки Института в 2019-2020 учебном году отражены в структуре бюджета по направлениям финансирования, согласно таблицы 1.
Таблица 1 – Структура бюджета Института за 2019-2020 учебный год, в %
№п/п |
ПОКАЗАТЕЛИ |
2019-2020 уч. г. |
1 |
Фонд оплаты труда с обязательными отчислениями |
65,8 |
2 |
Расходы на содержание и обслуживание учебных помещений и прилегающей территории (коммунальные, арендные платежи, уборка, озеленение, охрана) |
2,3 |
3 |
Расходы на администрирование программ подготовки (учебно- вспомогательные материалы, канц. товары, расходные материалы, тиражирование, бланочная документация) |
1,5 |
4 |
Расходы на Интернет-коммуникации |
0,7 |
5 |
Расходы на организацию академической мобильности ППС/студентов |
0,7 |
6 |
Расходы на приглашение иностранных преподавателей |
2,1 |
7 |
Расходы на повышение квалификации ППС, АУП |
1,8 |
8 |
Расходы по набору (реклама, приемная кампания) |
1,4 |
9 |
Расходы на качественное обновление, расширение материальной, научно-учебно- лабораторной базы (учебные помещения, мебель, компьютерная техника, лабораторное оборудование, библиотечные и информационные ресурсы, программное обеспечение) |
21,2 |
10 |
Расходы на качественное обновление, расширение, функционирование инфраструктуры (общежития, медицинские и досуговые центры, типография, зона отдыха и т.п.) |
2,1 |
11 |
Прочие расходы |
0,4 |
В том числе объем финансовых средств, выделяемых на пополнение книжного фонда библиотечного фонда в 2019-2020 учебном году составил 25436 тыс. тенге.
Институт внедряет новые технологии обучения, в том числе дистанционные образовательные технологии (далее – ДОТ) в соответствии с Правилами организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10768).
В организации взаимоотношений студент-преподаватель в процессе обучения делается упор на такие навыки и компетенции, которые демонстрируют у студентов ответственность за свое собственное обучение, независимость и сотрудничество, понимание, способность решать проблемы. В Институте практикуется ряд стратегий в преподавании, стимулирующих такое обучение. Они включают:
1. Достижение большей активности студентов в приобретении знаний и навыков: это можно, в частности, осуществить путем деятельности в аудитории, применения экспериментальных исследований и использования компьютерных обучающих программ;
2. Достижение лучшего понимания студентами, того что они делают и зачем: это может быть сделано с помощью ведения дневников, подготовки аналитических докладов и т.п.
3. Приоритет на взаимодействие: например, посредством практических занятий с руководителем (tutorials), обсуждений в парах или в небольших группах (buzz groups), а также в больших дискуссионных группах;
4. Приоритет на переносимые навыки: выход за пределы непосредственных требований курса к навыкам, которые будут применимы студентами позже в карьере и в жизни.
Учебно-методическая работа вуза организовывается в соответствии с Правилами организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2007 года № 583 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5036).
Академическая политика разрабатывается на основе действующего законодательства в области образования с учетом приоритетов и задач, стоящих перед вузом.
В Институте созданы специальные условия для обучения для лиц с особыми образовательными потребностями (указатели, пандусы, поручни, парковки, мебель, электрический подъемник, усилители звука, электронные лупы, специальные клавиатуры).
Институт в полном объеме обеспечивает обучающихся учебной и учебно-методической литературой и (или) электронными ресурсами в соответствии с образовательными программами.
Письменные оцениваемые работы обучающихся (курсовые, дипломные работы (проекты) проходят проверку на предмет наличия заимствованного материала и использования текста с синонимической заменой слов и выражений без изменения смысла (парафраз), включая использование текста, переведенного с другого языка (далее - заимствование) в система Страйкплагиаризм.
Реализация образовательных программ высшего образования проводится в соответствии с запрашиваемым направлением подготовки кадров и классификатором направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием (на основе приказа МОН РК «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2015 года и строго соответствуют требованиям и нормам Приказа МОН РК № 391 «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности, и перечня документов, подтверждающих соответствие им», что подтверждено результатами проверки соответствия, которую Институт с успехом прошел в феврале 2020 года.
Основой процесса обучения является академическая честность.
Основными принципами академической честности являются:
1) обеспечение академической честности как основной институциональной ценности, формирующей честность и взаимоуважение в академической работе;
2) утверждение справедливых и объективных правил академической честности, направленных на формирование высоких этических ценностей;
3) обеспечение последовательной и непрерывной траектории обучения обучающегося путем определения четкого механизма и процедуры перезачета кредитов обучающегося на основе верифицируемых транскриптов других образовательных организаций;
4) проявление уважение преподавателя к своим обучающимся как наставника, способствующего формированию академической культуры;
5) поощрение и стимулирование участников образовательного процесса за продвижение и защиту академической честности;
6) определение преподавателем четкой политики дисциплины, ожидаемых требований от обучающегося;
7) определение преподавателем политики четких параметров оценивания учебных достижений обучающихся;
8) принятие в соответствии законодательством Республики Казахстан мер за нарушение принципов академической честности;
9) создание академической среды, оказывающей образовательную, социальную и психологическую поддержку обучающимся и позволяющей недопущение проявления академической нечестности.
В целях повышения качества образовательной деятельности Институт создал систему внутреннего обеспечения качества, основанную на международных стандартах и руководствах для обеспечения качества высшего и послевузовского образования в европейском пространстве высшего образования (ESG-исиджи), которая включает:
1) политику в области обеспечения качества;
2) разработку и утверждение программ;
3) студентоориентированное обучение, преподавание и оценку;
4) прием обучающихся, успеваемость, признание и сертификацию;
5) преподавательский состав;
6) учебные ресурсы и систему поддержки обучающихся;
7) управление информацией;
8) информирование общественности;
9) постоянный мониторинг и периодическую оценку программ;
10) периодическое внешнее обеспечение качества.
На базе Института сформирован Департамент внутреннего обеспечения качества образорвания (далее-ДВОКО), который выполняет функции Комиссии по обеспечению качества, принимающая решения по содержанию и условиям реализации образовательных программ, по политике оценивания и другим академическим вопросам, организующей анкетирование обучающихся на предмет соответствия качества образовательных программ и (или) дисциплин/модулей, на предмет наличия фактов нарушения академической честности.
Управление персоналом (сотрудниками) Института осуществляется в соответствии с его кадровой политикой, которая основывается на принципах развития человеческих ресурсов, меритократии, включающих рекрутинг, подготовку и повышение квалификации руководящих кадров, педагогических и научных работников вуза в порядке, установленном действующим законодательством.
При этом обеспечивается прохождение руководителями Института, курсов повышения квалификации и (или) стажировки в области менеджмента с получением соответствующего сертификата (свидетельства) не реже одного раза в пять лет в соответствии законодательством Республики Казахстан.
Воспитательная деятельность Института является составной частью образовательного процесса и направлена на формирование патриотизма, гражданственности, интернационализма, высокой морали и нравственности, правовой культуры, межконфессиональной толерантности, а также на развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся.
Проведение воспитательной работы в Институте осуществляется на основе ценностей казахстанской идентичности и единства, духовно-нравственных ценностей программы модернизации общественного сознания "Рухани жаңғыру", формирования культуры здорового образа жизни и "нулевой терпимости" к коррупционным проявлениям.
В Институте функционируют органы студенческого самоуправления, создаваемые обучающимися на добровольной основе. Студенческие органы самоуправления избирают из контингента студентов председателя и заместителя председателя и допускаются к участию в заседаниях органов коллегиального управления вуза при обсуждении вопросов, касающихся интересов обучающихся.
Научно-исследовательская работа Института организована в соответствии с их видами деятельности включает:
1) проведение фундаментальных, прикладных, поисковых (инициативных) научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, в том числе по инновационным направлениям;
2) осуществление научных исследований по заказу, договору со сторонними организациями;
3) организацию научно-исследовательской работы студентов, магистрантов и докторантов;
4) разработку и внедрение инновационных технологий обучения и результатов научных исследований в учебный процесс и производство;
5) формирование инновационной инфраструктуры исследовательской деятельности, создание и внедрение механизма коммерциализации научных разработок, за исключением ВСУЗов;
6) защиту интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков.
Международное сотрудничество Института осуществляется на основе законодательства Республики Казахстан и международных договоров Республики Казахстан. Институтом установлены прямые связи с зарубежными организациями образования, заключены двусторонние и многосторонние договоры о сотрудничестве. Институт участвует в международных программах обмена обучающимися, педагогическими и научными работниками, осуществляют подготовку кадров.