ЕИТИ
Отчет ректора - Объявления

ОТЧЕТ РЕКТОРА ИНСТИТУТА

ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ЗА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

Учреждение образования «Екибастузский инженерно-технический институт имени академика К.И. Сатпаева» (далее Институт) является субъектом высшего образования Республики Казахстан и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Трудовым кодексом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (далее – Трудовой кодекс), законами Республики Казахстан "Об образовании", от 18 ноября 2015 года "О противодействии коррупции", иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, регламентирующими образовательную деятельность, а также Устава и государственной лицензии на занятие образовательной деятельностью.

В 2019 году, по данным «Независимой оценки образовательных программ казахстанских вузов», результаты которой размещены на портале Электронного Правительства https://m.egov.kz/cms/ru/articles/ind-edu?mobile=yes ЕИТИ занял первую строчку, среди вузов РК по показателю трудоустройства - 86%. Этому способствует тесное сотрудничество с предприятиями региона, которые вносят неоценимый вклад в развитие системы высшего образования.

Третий год национальная палата предпринимателей «Атамекен» совместно с МОН РК проводит исследование образовательных программ отечественных вузов и составляет на их основе рейтинг. https://atameken.kz/ru/services/44-rejting-obrazovatel-nyh-programm-vuzov

Таблица 1.1– Данные Рейтинга ППП «Атамекен» за 2019 год

Перечень

образовательных программ

ЕИТИ имени академика К.Сатпаева

Рейтинг образовательных программ вузов (Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»)

Место образовательных программ ЕИТИ имени академика К.Сатпаева

Процент трудоустройства по данным НПП «Атамекен»

Транспорт, транспортная техника и технология

1

95%

Теплоэнергетика

1

88,89%

Технологические машины и оборудование

2

100%

Автоматизация и управление

3

87,5%

Горное дело

3

94,12%

Строительство

5

66,7%

Электроэнергетика

7

86,84%

Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта

9

72,73%

Информационные системы

30

83,33%

Экономика

32

87,18

Среди вузов, где менее 5 выпускников

   

Металлургия

1

100%

Менеджмент

3

80%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, Институт обладает хорошими конкурентными позициями среди вузов РК.

Образовательная деятельность Института осуществляется на основе его академической политики, которая представляет собой систему мер, правил и процедур по планированию и управлению образовательной деятельностью и эффективной организации учебного процесса, направленных на реализацию студентоориентированного обучения и повышение качества образования и в строгом соответствии с Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6976).

Постоянно расширяется практика участия работодателей в образовательной деятельности Института, в разработке содержания и организации учебного процесса и совместно решаются вопросы финансирования, оплаты обучения. Успешное развитие взаимных отношений позволяет Институту не только совершенствовать образовательные программы, но и учитывать потребности и нужды предприятий и организаций при введении новых специализаций и открытии новых образовательных программ, основанных на компетентностном подходе.

Учебный процесс Института построен по принципу: от передачи готовой информации - к позиции организатора активного самостоятельного приобретения студентами необходимых компетенций, консультанта такого процесса. В свете этого основными направлениями оптимизации учебного процесса стали:

- упор на активное, а не пассивное обучение;

- акцент на критическом и аналитическом изучении и понимании;

- повышение ответственности и подотчетности со стороны студентов;

- повышенная автономия студентов;

- взаимозависимость между преподавателем и студентами;

- взаимное уважение в отношениях между студентами и преподавателем;

- рефлексивный подход к учебному процессу со стороны и преподавателя, и студентов.

В том числе активное привлечения опытных специалистов с производства и выездные практические и лабораторных работы на базе промышленных предприятий позволили не только усилить активную позицию студента в учебном процессе, но и максимально интегрировать теоретическую базу и получаемые практические навыки, которые в совокупности позволяют наиболее лучшим образом достигнуть желаемых результатов обучения.

Институт обладает материальными активами (аудиторной и лабораторной базой, учебными кабинетами, производственными мастерскими, спортивными залами), зданиями с учебными помещениями и площадью, соответствующим Санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования", утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 611 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 15681), а также наличие видеонаблюдения в помещениях и (или) на прилегающих территориях Института.

Институт располагает учебными корпусами, где размещены учебные аудитории и лаборатории, оснащенные оборудованием, обеспечивающим предоставление качественных образовательных услуг и реализацию миссии, целей и задач вуза. За годы существования создана развитая инфраструктура вуза, включающая три учебных корпуса общей площадью 9883,6 кв.м., в которых размещены аудитории, учебные и научные лаборатории, кабинеты, мастерские, 3 спортивных зала, пункты питания и медицины, актовый зал, а также студенческими общежитиями.

Финансовые потоки Института в 2019-2020 учебном году отражены в структуре бюджета по направлениям финансирования, согласно таблицы 1.

Таблица 1 – Структура бюджета Института за 2019-2020 учебный год, в %

п/п

ПОКАЗАТЕЛИ

2019-2020

уч. г.

1

Фонд оплаты труда с обязательными отчислениями

65,8

2

Расходы на содержание и обслуживание учебных помещений и прилегающей территории (коммунальные, арендные платежи, уборка, озеленение, охрана)

2,3

3

Расходы на администрирование программ подготовки (учебно- вспомогательные материалы, канц. товары, расходные материалы, тиражирование, бланочная документация)

1,5

4

Расходы на Интернет-коммуникации

0,7

5

Расходы на организацию академической мобильности ППС/студентов

0,7

6

Расходы на приглашение иностранных преподавателей

2,1

7

Расходы на повышение квалификации ППС, АУП

1,8

8

Расходы по набору (реклама, приемная кампания)

1,4

9

Расходы на качественное обновление, расширение материальной, научно-учебно- лабораторной базы (учебные помещения, мебель, компьютерная техника, лабораторное оборудование, библиотечные и информационные ресурсы, программное обеспечение)

21,2

10

Расходы на качественное обновление, расширение, функционирование инфраструктуры (общежития, медицинские и досуговые центры, типография, зона отдыха и т.п.)

2,1

11

Прочие расходы

0,4

В том числе объем финансовых средств, выделяемых на пополнение книжного фонда библиотечного фонда в 2019-2020 учебном году составил 25436 тыс. тенге.

Институт внедряет новые технологии обучения, в том числе дистанционные образовательные технологии (далее – ДОТ) в соответствии с Правилами организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10768).

В организации взаимоотношений студент-преподаватель в процессе обучения делается упор на такие навыки и компетенции, которые демонстрируют у студентов ответственность за свое собственное обучение, независимость и сотрудничество, понимание, способность решать проблемы. В Институте практикуется ряд стратегий в преподавании, стимулирующих такое обучение. Они включают:

1. Достижение большей активности студентов в приобретении знаний и навыков: это можно, в частности, осуществить путем деятельности в аудитории, применения экспериментальных исследований и использования компьютерных обучающих программ;

2. Достижение лучшего понимания студентами, того что они делают и зачем: это может быть сделано с помощью ведения дневников, подготовки аналитических докладов и т.п.

3. Приоритет на взаимодействие: например, посредством практических занятий с руководителем (tutorials), обсуждений в парах или в небольших группах (buzz groups), а также в больших дискуссионных группах;

4. Приоритет на переносимые навыки: выход за пределы непосредственных требований курса к навыкам, которые будут применимы студентами позже в карьере и в жизни.

Учебно-методическая работа вуза организовывается в соответствии с Правилами организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2007 года № 583 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5036).

Академическая политика разрабатывается на основе действующего законодательства в области образования с учетом приоритетов и задач, стоящих перед вузом.

В Институте созданы специальные условия для обучения для лиц с особыми образовательными потребностями (указатели, пандусы, поручни, парковки, мебель, электрический подъемник, усилители звука, электронные лупы, специальные клавиатуры).

Институт в полном объеме обеспечивает обучающихся учебной и учебно-методической литературой и (или) электронными ресурсами в соответствии с образовательными программами.

Письменные оцениваемые работы обучающихся (курсовые, дипломные работы (проекты) проходят проверку на предмет наличия заимствованного материала и использования текста с синонимической заменой слов и выражений без изменения смысла (парафраз), включая использование текста, переведенного с другого языка (далее - заимствование) в система Страйкплагиаризм.

Реализация образовательных программ высшего образования проводится в соответствии с запрашиваемым направлением подготовки кадров и классификатором направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием (на основе приказа МОН РК «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2015 года и строго соответствуют требованиям и нормам Приказа МОН РК № 391 «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности, и перечня документов, подтверждающих соответствие им», что подтверждено результатами проверки соответствия, которую Институт с успехом прошел в феврале 2020 года.

Основой процесса обучения является академическая честность.

Основными принципами академической честности являются:

1) обеспечение академической честности как основной институциональной ценности, формирующей честность и взаимоуважение в академической работе;

2) утверждение справедливых и объективных правил академической честности, направленных на формирование высоких этических ценностей;

3) обеспечение последовательной и непрерывной траектории обучения обучающегося путем определения четкого механизма и процедуры перезачета кредитов обучающегося на основе верифицируемых транскриптов других образовательных организаций;

4) проявление уважение преподавателя к своим обучающимся как наставника, способствующего формированию академической культуры;

5) поощрение и стимулирование участников образовательного процесса за продвижение и защиту академической честности;

6) определение преподавателем четкой политики дисциплины, ожидаемых требований от обучающегося;

7) определение преподавателем политики четких параметров оценивания учебных достижений обучающихся;

8) принятие в соответствии законодательством Республики Казахстан мер за нарушение принципов академической честности;

9) создание академической среды, оказывающей образовательную, социальную и психологическую поддержку обучающимся и позволяющей недопущение проявления академической нечестности.

В целях повышения качества образовательной деятельности Институт создал систему внутреннего обеспечения качества, основанную на международных стандартах и руководствах для обеспечения качества высшего и послевузовского образования в европейском пространстве высшего образования (ESG-исиджи), которая включает:

1) политику в области обеспечения качества;

2) разработку и утверждение программ;

3) студентоориентированное обучение, преподавание и оценку;

4) прием обучающихся, успеваемость, признание и сертификацию;

5) преподавательский состав;

6) учебные ресурсы и систему поддержки обучающихся;

7) управление информацией;

8) информирование общественности;

9) постоянный мониторинг и периодическую оценку программ;

10) периодическое внешнее обеспечение качества.

На базе Института сформирован Департамент внутреннего обеспечения качества образорвания (далее-ДВОКО), который выполняет функции Комиссии по обеспечению качества, принимающая решения по содержанию и условиям реализации образовательных программ, по политике оценивания и другим академическим вопросам, организующей анкетирование обучающихся на предмет соответствия качества образовательных программ и (или) дисциплин/модулей, на предмет наличия фактов нарушения академической честности.

Управление персоналом (сотрудниками) Института осуществляется в соответствии с его кадровой политикой, которая основывается на принципах развития человеческих ресурсов, меритократии, включающих рекрутинг, подготовку и повышение квалификации руководящих кадров, педагогических и научных работников вуза в порядке, установленном действующим законодательством.

При этом обеспечивается прохождение руководителями Института, курсов повышения квалификации и (или) стажировки в области менеджмента с получением соответствующего сертификата (свидетельства) не реже одного раза в пять лет в соответствии законодательством Республики Казахстан.

Воспитательная деятельность Института является составной частью образовательного процесса и направлена на формирование патриотизма, гражданственности, интернационализма, высокой морали и нравственности, правовой культуры, межконфессиональной толерантности, а также на развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся.

Проведение воспитательной работы в Институте осуществляется на основе ценностей казахстанской идентичности и единства, духовно-нравственных ценностей программы модернизации общественного сознания "Рухани жаңғыру", формирования культуры здорового образа жизни и "нулевой терпимости" к коррупционным проявлениям.

В Институте функционируют органы студенческого самоуправления, создаваемые обучающимися на добровольной основе. Студенческие органы самоуправления избирают из контингента студентов председателя и заместителя председателя и допускаются к участию в заседаниях органов коллегиального управления вуза при обсуждении вопросов, касающихся интересов обучающихся.

Научно-исследовательская работа Института организована в соответствии с их видами деятельности включает:

1) проведение фундаментальных, прикладных, поисковых (инициативных) научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, в том числе по инновационным направлениям;

2) осуществление научных исследований по заказу, договору со сторонними организациями;

3) организацию научно-исследовательской работы студентов, магистрантов и докторантов;

4) разработку и внедрение инновационных технологий обучения и результатов научных исследований в учебный процесс и производство;

5) формирование инновационной инфраструктуры исследовательской деятельности, создание и внедрение механизма коммерциализации научных разработок, за исключением ВСУЗов;

6) защиту интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков.

Международное сотрудничество Института осуществляется на основе законодательства Республики Казахстан и международных договоров Республики Казахстан. Институтом установлены прямые связи с зарубежными организациями образования, заключены двусторонние и многосторонние договоры о сотрудничестве. Институт участвует в международных программах обмена обучающимися, педагогическими и научными работниками, осуществляют подготовку кадров.

ЕИТИ им. академика К. Сатпаева
2021