ЕИТИ
Антикоррупционный стандарт
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 мая 2020 года № 174
Об утверждении антикоррупционного стандарта по обеспечению открытости и прозрачности в организациях высшего и (или) послевузовского образования
 
В соответствии с поручением Совета Безопасности Республики Казахстан от 15 ноября 2019 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Антикоррупционный стандарт по обеспечению открытости и прозрачности в организациях высшего и (или) послевузовского образования согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту высшего и послевузовского образования Министерства образования и науки Республики Казахстан (Тойбаев А.Ж.) довести настоящий приказ до сведения заинтересованных государственных органов и организаций высшего и (или) послевузовского образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Дауленова М.М.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
 
 
Утвержден
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 4.05.2020 года
№ 174
 
Антикоррупционный стандарт по обеспечению открытости и прозрачности в организациях высшего и (или) послевузовского образования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий Антикоррупционный стандарт по обеспечению открытости и прозрачности в организациях высшего и (или) послевузовского образования(далее - Стандарт)разработан с целью искоренения коррупции в системе высшего и послевузовского образования.
2. Настоящий Стандарт рекомендован в использовании организациями высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО) независимо от их ведомственной подчиненности для недопущения коррупции.
3. Основными принципами открытости и прозрачности являются:
1) добросовестность – это честное, порядочное выполнение обучающимися оцениваемых и неоцениваемых видов учебных работ;
2) осуществление охраны прав автора и его правопреемников – признание авторства и охраны произведений, являющихся объектом авторского права, посредством правильной передачи чужой речи, мыслей и указания источников информации в оцениваемых работах;
3) открытость – прозрачность, взаимное доверие, открытый обмен информациями и идеями между обучающимися и преподавателями;
4) уважение прав и свобод, обучающихся – право свободного выражения мнений и идей;
5) равенство – каждый обучающийся обеспечивает соблюдение правил академической честности и равную ответственность за их нарушение.
4. В настоящем Стандарте используются следующие определения:
1) плагиат – умышленное или неосторожное, полное или частичное незаконное использование, присвоение или распоряжение охраняемыми результатами чужого труда, результатов академической, научной, исследовательской, публицистической и аналитической деятельности, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе;
2) списывание – недобросовестное поведение обучающегося или работника подразумевающее копирование чужого интеллектуального продукта;
3) дублирование – презентация одной и той же работы в рамках разного оценивания и требований, включая попытку предоставления ее как своей собственной, частично, либо полностью, любой работы, которая была ранее оценена на другом курсе без предварительного разрешения ППС, даже в том случае, если обучающийся является ее автором;
4) фальсификация – подделывание академических записей или других документов; данных (наблюдений при научном эксперименте, подделка записи, результатов опроса); подписи в академической работе; намеренное подделывание или порча академической работы;
5) сокрытие – замалчивание и утаивание информации о недобросовестном представлении в академическом продукте фиктивных сведений; подмена данных и результатов исследований и экспериментов; представление ложной информации, полученной в ходе исследования;
6) сговор – взаимная договоренность между субъектами образовательного процесса о выполнение любой академической работы, подлежащей проверке и оцениванию за другого обучающегося.
Глава 2. Принципы Стандарта
1. Принцип информационной открытости (достоверность информации, своевременность публикации)
1-1. Принцип информационной открытости означает режим функционирования ОВПО и доступность информации, находящейся в их распоряжении.
К основным механизмам открытости относятся:
1) раскрытие информации на официальном интернет-сайте;
2) использование режима открытых данных (публикация данных в машиночитаемом виде, пригодном для дальнейшей автоматической обработки);
3) обработка обращений граждан и общественных организаций, а также реагирование на эти обращения;
4) работа общественных советов;
5) взаимодействие со СМИ;
6) независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг правоприменения;
7) принятие плана деятельности и ежегодная публичная декларация целей и задач, их общественное обсуждение и экспертное сопровождение;
8) публичный отчет о результатах деятельности;
9) обеспечение понятности планов, решений, программ, политик и нормативно-правового регулирования (разъяснение их необходимости и планируемых результатов).
10)информирование всех членов (преподаватели, работники, обучающиеся): публикация новостей, социально значимой информации, фото- и видеоотчетов;
11)вовлечение всех членов (преподаватели, работники, обучающиеся): организация дискуссий, сбор предложений, мнений и комментариев по документам и инициативам ведомства, опубликованным отчетам, мерам по противодействию коррупции и пр.;
12) обеспечение защиты персонала, сообщившего о фактах нарушения добропорядочности;
1-2. В целях обеспечения сохранности служебной, коммерческой и другой охраняемой законом информации, берет на себя обязательство не разглашать конфиденциальную информацию, а также использовать методы и средства защиты информации, разрешенные законодательством.
1-3. ОВПО обеспечивает открытость информации об учебном заведении, преподавателях и работникаx в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативных актов Республики Казахстан, внутренних документов ОВПО.
1-4. Информационная открытость ОВПО ориентирована на выполнение следующих задач:
1) предоставление реализации прав заинтересованных сторон в обеспечении корпоративной информации, требуемой для принятия решений относительно ОВПО;
2) повышение качества корпоративного управления;
3) формирование условий роста коммуникационной активности;
4) соблюдение требований законодательства Республики Казахстан об обязательном раскрытии информации;
5) гарантированная безопасность данных (сведений) об ОВПО, раскрытие и/или использование которых способно причинить ущерб интересам государства, ОВПО или привести необоснованные преимущества одних заинтересованных лиц над другими (при равных условиях).
1-5. В осуществлении прав заинтересованных сторон на информацию, и предоставления оперативной и доступной информации, ОВПО применяет соответствующие методы оповещения:
1) раскрытие информации с помощью информационных агентств и средств массовой информации;
2) доведение информации через публикации на официальном интернет-ресурсе ОВПО;
3) информирование во время пресс-конференций, публичных выступлений и личных встреч с заинтересованными лицами;
4) иными методами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.
2. Принцип доступности и понятности (планов, решений, программ, политик)
2-1. Представление целей, задач, планов и результатов деятельности ОВПО в простой и доступной для восприятия форме.
Для реализации данного механизма (инструмента) рекомендуется разрабатывать пояснения в различных форматах в отношении указанных видов документов и решений с целью предоставления стейкхолдерам информации о необходимости того или иного документа/решения/действия, предлагаемых изменениях, их влияния на деятельность ОВПО, а также достигаемых социальных и экономических эффектах.
2-2. Ключевыми направлениямипо разработке пояснений, определены:
1) подготовка и обсуждение планов, решений, программ, политик;
2) широкое освещение принимаемых планов, решений, программ, политик и информации о их реализации;
3) предоставление услуг, в том числе и в электронном виде.
2-3.Работа по продвижению доступности и понятности при подготовке планов, решений, программ, политик включает:
1) определение целевой аудитории, интересы которой затрагиваются в том или ином плане, решении, программе, политике;
2) разделение целевой аудитории на конечное число референтных групп;
3) расположение в начале материала, адресованного максимально широким референтным группам, в конце - более узким группам;
4) продумывание возможных вопросов от референтных групп и подготовка предварительных ответов для них.
Важным свойством представляемого текстового пояснения является его четкое и понятное структурирование.
2-4.Для максимального выделения и разъяснения практически важных положений (инициатив, документов) при подготовке пояснений рекомендуется использовать инфографику, презентационные материалы, видео и аудио записи, анимационные материалы, интеллектуальные карты и т.д. Вне зависимости от формы пояснений необходимо четко определить целевую аудиторию их пользователей.
2-5. Для достижения эффекта от реализации механизма «доступности и понятности» рекомендуется применять различные каналы коммуникаций:
1) массовые безадресные коммуникации: телевидение, радио, пресса, наружная реклама, социальные сети;
2) адресные коммуникации, предполагающие воздействие на отдельные референтные группы.
Важным является организация общественных обсуждений проектов, планов, решений, программ, политик.
3. Принцип вовлеченности гражданского общества
3-1 В мировой практике одним из ведущих ресурсов развития государства является человеческий и социальный капитал, в основе которых находятся люди, а также их потенциал и развитие.
3-2 Видение сферы гражданского общества заключается в том, что гражданское общество:
1) побуждает к развитию государства в обеспечении интересов граждан (работников и обучающихся);
2) обеспечивает механизм обратной связи для повышения эффективности управления и общественного контроля;
3) создает благоприятные условия для участия граждан (работников и обучающихся) в принятии решений в условиях подотчетности и прозрачности.
3-3. Необходимо создать благоприятные условия для развития гражданской активности (студенческой активности) в обществе через различные формы, в том числе, через такие как волонтерство и благотворительность.
Необходимо организовать масштабную и системную работу по стимулированию развития множества гражданских инициатив (студенческих инициатив), которые будут затрагивать все сферы общественной жизни, и станут фундаментом развития студенческого самоуправления.
Для этого необходимы:
1) формирование правового сознания через работу институтов гражданского общества;
2) реальное функционирование системы студенческого самоуправления и обеспечение полноценного участия студентов в принятии управленческих решений на уровне ОВПО;
3) совершенствование практики преподавания основ права в ОВПО;
4) повышение роли студенческих и молодежных организаций в обеспечении прав и свобод человека в казахстанском обществе;
5) дальнейшая либерализация административной работы в ОВПО;
6) привлечение неправительственных организаций к выработке проектов, направленных на создание института общественного защитника;
7) системное внедрение социально ориентированных проектов для обеспечения прав социально уязвимых слоев населения, активное привлечение неправительственных организаций к выработке социально значимых проектов;
8) реализация совместных информационных и просветительских кампаний по достижению высокого уровня информированности и образованностимолодежи;
9) активное внедрение механизмов разрешений конфликтов, практики досудебного урегулирования споров через переговоры и центры медиации;
10) развитие и укрепление гендерного равенства, содействие преодолению в общественном сознании негативных стереотипов в отношениях прав женщин и мужчин.
4. Принцип подотчетности (развитие механизмов общественного контроля)
4-1. Организации гражданского общества направляют свои усилия на решение общественных проблем, снятие социального напряжения, связь с целевыми группами.
4-2. Перед сообществом ОВПО должна стоять задача усиления роли институтов гражданского общества (студенческих и молодежных организаций) и их влияния на принятие решений и управление актуальными вопросами в жизни ОВПО.
Для этого необходима разработка и реализация следующих мер:
1) обеспечение участия студенческого сообщества в составе Коллегиальных органов управления (Ученого совета и т.п.) для повышения прозрачности в процессе принятия решений по управлению ОВПО;
2) усиление механизмов гражданского контроля через различные институты студенческого сообщества, в том числе через институт студенческого самоуправления;
3) ежегодное заслушивание отчета первого руководителя о деятельности ОВПО перед коллективом/общественностью;
4) проведение антикоррупционной экспертизы проектов, нормативных правовых актов с привлечением профессорско-преподавательского состава и студенческого сообщества.
Глава 2. Система открытости и прозрачности в организациях высшего и (или) послевузовского образования
5. Ответственность/Корпоративное управление (коллегиальное принятие решений, участие общественности и обучающихся в принятии решений)
5-1. В настоящем Стандарте корпоративное управление рассматривается как средство повышения эффективности деятельности ОВПО, в целях обеспечения транспарентности и подотчетности, укрепления его репутации и создание прозрачной системы управления всеми процессами.
Корпоративное управление в ОВПО должно в обязательном порядке строиться на справедливости, честности, ответственности, прозрачности, профессионализме и компетентности. Структура корпоративного управления основывается на уважении прав и интересов всех заинтересованных в деятельности ОВПО лиц и должна способствовать успешной деятельности ОВПО, в том числе росту его ценности, поддержке финансовой стабильности и привития для обучающихся и работников четкой гражданской позиции по развитию нулевой терпимости к недобропорядочности и коррупционным проявлениям.
5-2. В ОВПО целесообразно разработать Кодексы корпоративного управления с учетом следующих принципов:
Принцип 1. Четкое разграничение полномочий между структурными подразделениями, обеспечение системности и последовательности процессов корпоративного управления, разграничение полномочий коллегиальных органов при принятии решений.
Принцип 2. Защита прав и интересов всех участников образовательного процесса.
Принцип 3. Эффективное управление ОВПО.
Принцип 4. Управление рисками, внутренний контроль и внешний контроль с привлечением сторонних лиц, аудит.
Принцип 5. Регулирование и разрешение возможных корпоративных конфликтов и конфликта интересов;
Принцип 6. Прозрачность и объективность раскрытия информации о деятельности ОВПО перед третьими лицами.
5-3. ОВПО должны создавать коллегиальные органы для решения вопросов распределения и надлежащего использования бюджетных средств, прием на работу профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала.
В целях обеспечения открытости и прозрачности принимаемых решений коллегиальными органами необходимо обеспечить обязательное присутствие/участие представителей неправительственных организаций, общественности с применением средств видеофиксации.
Члены коллегиальных органов должны нести ответственность за:
1) добросовестное исполнение возложенных на них обязанностей, в наибольшей степени отражающих интересы ОВПО;
2) использование имущества ОВПО в личных целях;
3) соблюдение конфиденциальности информации о деятельности ОВПО, в том числе в течение трех лет с момента прекращения работы в ОВПО;
4) не объективные суждения по корпоративным вопросам;
5) действия, превышающие полномочия, и использование полномочий только в тех целях, для которых они были предоставлены;
6) действия, которые могут вызвать конфликт интересов с работниками ОВПО, а также другими заинтересованными лицами;
7) ненадлежащее исполнение своих полномочий и функций;
8) действия, не соответствующие нормам законодательства Республики Казахстан, Устава и внутренних документов ОВПО.
6. Демонстрация готовности соблюдения Стандарта
6-1. Деятельность коллегиальных органов должна быть регламентирована положением, с четким разграничением перечня вопросов, рассматриваемых данным органом.
Члены коллегиальных органов обязаны знать свои функциональные обязанности, права и ответственность за принимаемые решения.
6-2. Разработанные в ОВПО документы, регламентирующие прозрачность бизнес-процессов, должны свидетельствовать о готовности соблюдения стандарта.
ОВПО во всех нормативных и иных документах организации, собственных средств массовой информации, интернет-ресурсах, повседневной деятельности ясно и однозначно подчеркивают свою приверженность по соблюдению норм Стандарта.
7. Академическая добропорядочность (честность)
7-1. Добропорядочность — это постоянное обязательство участников образовательного процесса и образовательных учреждений действовать согласно ценностям и принципам, исключающим коррупционные риски и проявления, формирующим и укрепляющим профессиональную среду, позволяющую им придерживаться такого поведения.
Основополагающими критериями продвижения академической добропорядочности (честности) в ОВПО являются:
1) академическая честность являющаяся ключевой ценностью образовательного и исследовательского процесса;
2) соблюдение четких, справедливых и объективных стандартов академической честности, правил цитирования и поведения;
3) все виды письменных работ обучающихся проходят проверку на предмет плагиата. Правила и порядок проведения проверки на предмет плагиата определяются вузом;
4) ответственность обучающегося за нарушение им принципов и стандартов академической честности;
5) предъявление повышенных требований к обучающимся в рамках своей системы справедливой и объективной оценки результатов обучения;
6) предоставление лишь лучшим возможности завершить свое обучение;
7) ответственность за качество подготовки кадров, подтвержденное дипломом;
8) обеспечение высокой ответственности преподавателя как ментора, прививающего принципы и стандарты академической честности, взаимное уважение и справедливость;
9) признание, что продвижение и защита академической честности являются результатом взаимных усилий всех обучающихся и работников в ОВПО;
10) добросовестное выполнение возложенных обязательств каждым обучающимся и работником ОВПО по соблюдению принципов академической честности.
Настоящим Стандартом следующие проступки признаются академической недобропорядочностью (нечестности):
Плагиат, списывание, дублирование, фальсификация, сокрытие, сговор.
8. Антикоррупционный комплаенс (антикоррупционная культура, корпоративная этика)
8-1. Продвижение добропорядочности базируется на следующих принципах:
1) постоянная работа по разработке, внедрению, поддержке, анализу и улучшению политики и системы менеджмента противодействия коррупции;
2) определение организацией внешних и внутренних факторов, которые существенны для ее цели деятельности и которые влияют на способность достигать целей ее системы менеджмента противодействия коррупции;
3) определение заинтересованных сторон, которые значимы для системы менеджмента противодействия коррупции и соответствующие требования к ним;
4) определение границ и применимости системы менеджмента противодействия коррупции с тем, чтобы установить ее область действия;
5) проведение оценки коррупционных рисков на системной основе;
6) установка критериев для оценки уровня коррупционных рисков;
7) демонстрация высшим руководством (управляющим органом) лидерства и обязательств в отношении системы менеджмента противодействия коррупции;
8) ответственность высшего руководства (управляющего органа) за разработку, внедрение, поддержку, анализ и улучшение политики и системы менеджмента противодействия коррупции;
9) наличие внутренних служб соблюдения антикоррупционных норм с наделением их соответствующей ответственностью и необходимыми полномочиями;
10) разработка и поддержка процесса принятия решений или набора средств управления антикоррупционными рисками при делегировании высшим руководством принятия решений персоналу организаций;
11) определение внутренних и внешних коммуникаций, существенных для функционирования системы менеджмента противодействия коррупции;
12) планирование, внедрение, анализ и управление процессами, необходимыми для обеспечения соответствия требованиям системы менеджмента противодействия коррупции;
13) внедрение механизмов финансового и нефинансового контроля, для управления коррупционными рисками;
14) внедрение антикоррупционных механизмов, контролируемыми организациями и деловыми партнерами;
15) внедрение процедур с целью предотвращения предложения, передачи или принятия подарков, оплаты расходов, выплаты пожертвований и получения других выгод;
16) внедрение процедур, поощряющих и дающих возможность персоналу из добросовестных побуждений или обоснованного предположения сообщать службе обеспечения соблюдения антикоррупционных норм или соответствующим должностным лицам (либо непосредственно, либо через соответствующую третью сторону) о предполагаемых или имевших место случаях взяточничества или любых коррупционных нарушениях, а также слабостях в системе менеджмента противодействия коррупции;
17) внедрение процедур по расследованию и принятию мер в отношении любого случая коррупции, нарушения политики противодействия коррупции или требований системы менеджмента противодействия коррупции, которые выявлены или обоснованно предполагаются или о которых поступила информация;
18) оценка результатов деятельности по противодействию коррупции.
19)вовлечение студентов в процесс управления ОВПО для формирования здоровой социальной среды и нетерпимости к коррупции в ОВПО.
8-2. Культура добропорядочности в ОВПО должна основываться на следующей модели этического поведения преподавателя, работника и обучающегося:
1) добросовестность;
2) осуществление охраны прав автора и его правопреемников;
3) открытость;
4) уважение прав и свобод, обучающихся;
5) равенство;
6) преподаватель, работник должен быть образцом порядочности и интеллигентности, морали и нравственности, принципиальным противником любых проявлений коррупции, недисциплинированности и безответственности;
7) преподаватель, работник одним из главных направлений своей деятельности должен определить воспитательную работу со студентами, заботу об их образованности и культуре, воспитании истинных патриотов своей Родины;
8) преподаватель, работник обязан противодействовать любым проявлениям коррупции и принимать меры по ее профилактике;
9) преподаватель, работник личным примером в исполнении своих профессиональных обязанностей показывает студентам недопустимость коррупционных проявлений, пропагандирует систему моральных ценностей, обязательств и требований добросовестного поведения, основанных на общепризнанных нравственных принципах и нормах казахстанского общества и государства;
10) преподаватель, работник должен быть честным и беспристрастным в профессиональной деятельности и оценке своих коллег и студентов, быть независимым от их влияния при исполнении должностных обязанностей, пресекать факты нарушения норм служебной этики со стороны других, не допускать такие нарушения со своей стороны;
11) обучающийся ОВПО должен стремиться стать достойным гражданином Республики Казахстан, профессионалом в избранной специальности, развивать в себе лучшие качества личности;
12) обучающийся должен уважать преподавателя как человека и личность, при этом исключать любые действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных, финансовых и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению преподавателем своих обязанностей;
13) обучающийся должен добросовестно относиться к обучению и всем формам контроля знаний, считая недопустимыми нечестность, небрежность и недобросовестность в процессе обучения;
14) обучающийся должен быть образцом порядочности, культуры и морали, нетерпимым к проявлениям коррупции и, в первую очередь, не допускающим собственного коррупционного поведения;
8-3. Антикоррупционный комплаенс, осуществляемый в ОВПО, обеспечивает проведение следующих мероприятий:
1) определение работника или структурного подразделения ОВПО, отвечающего за антикоррупционный комплаенс и призванного координировать работу по формированию антикоррупционной культуры в учебном заведении;
2) разработка и принятие внутренних антикоррупционных документов общего характера: Кодекс академической этики или Правил этики ОВПО;
3) принятие антикоррупционной политики ОВПО;
4) осуществление антикоррупционного мониторинга и анализа коррупционных рисков в деятельности ОВПО с целью принятия информированных решений по необходимым действиям и определении мер, направленных на искоренение коррупционных проявлений;
5) разработка, на основе проведенного анализа коррупционных рисков, Комплексного плана по противодействию коррупции в ОВПО и регулярная публикация на официальном интернет-ресурсе ОВПО отчетов об его имплементации, достигнутых успехах и имеющихся препятствиях. Информирование на регулярной основе работников и обучающихся ОВПО о принятых мерах по фактам совершения коррупционных правонарушений;
6) HR-политика, проводимая в ОВПО, должна основываться на принципах меритократии и исключения развития благоприятных условий для фаворитизма в кадровой политике;
7) главным показателем эффективности деятельности ОВПО необходимо рассматривать ее научные достижения, что послужит действенным стимулом для рекрутинга лиц с высоким научным потенциалом и обеспечения объективности при подборе кадров;
8) разработка гибкой формы оплаты труда для повышения мотивации научной и образовательной деятельности работников ОВПО;
9) в целях повышения качества образования должно быть продолжено ведение эффективной системы обратной связи «Преподаватель глазами студентов», а также использование механизмов уведомления о совершении неправомерных действий в академической среде посредством форумов, диалоговых площадок, блогов и телефона доверия;
10) внедрение в практику работы публичной отчётности первого руководителя ОВПО перед коллективом/общественностью;
11) включение в программы общественных дисциплин, реализуемых в ОВПО, тем антикоррупционного характера, направленных на повышение уровня правосознания;
12) включение в перечень курсовых, дипломных, магистерских и докторских исследований актуальных вопросов противодействия коррупции;
13) проведение различных информационно-разъяснительных мероприятий по антикоррупционной тематике с участием абсолютного большинства студентов и преподавателей (форумы, семинары, тренинги, акций, флэш-мобы, книжные выставки и конкурсы на антикоррупционную тематику и т.д.);
14) обеспечение открытости расходования бюджетных средств ОВПО, а также финансовых средств из негосударственных источников таких, как спонсорские взносы, благотворительная помощь, доход от коммерческой деятельности различных фондов, и т.д., путем включения в комиссию представителей совета директоров, наблюдательного совета, попсоветов, профессорско-преподавательского состава, студентов и общественных организации (политические партии, профсоюзы, неправительственные организации и т.д.).
9. Распределение мест в общежитиях.
9-1. Жилищный фонд ОВПО опубликовывается на его официальном интернет-ресурсе.
ОВПО обеспечивает автоматизацию данной услуги согласно следующему порядку:
1) обучающийся подает онлайн-заявку через информационную систему ОВПО (далее – система);
Данные первокурсников при оформлении документов в приёмной комиссии заносятся в систему и нуждающиеся выстраиваются в электронную очередь;
2) направление на предоставление мест в общежитии приходит в личный кабинет. Система сама определяет, в какую комнату заселить;
3) система выстраивает желающих в очередь согласно критериям представления мест.
9-2. Первыми заселяются дети-инвалиды, сироты, дети, которые остались без попечения родителей, дети, у которых родители – инвалиды, студенты, набравшие свыше 120 баллов на Едином национальном тестировании, обладатели знаков «Алтын белгі» и «Үздiк аттестат», дети из многодетных семей, где 4 или более несовершеннолетних или обучающихся, дети из семей, где один родитель.
После того как система выделила места в общежитии специалисты структуры, ответственной за обслуживание студентов, проверяют список на наличие ошибок при заполнении данных. Окончательный вариант утверждает специальная комиссия ОВПО.
После завершения заселения в электронное личное дело каждого студента вносят все его нарушения Правил внутреннего распорядка ОВПО, в том числе и проживания в общежитии.
В системе регистрируются все нарушения обучающихся. По их результатам обучающийся может быть выселен.
Даже если в следующем учебном году обучающийся отправит заявку на проживание, система ему откажет.
9-3. Сведения о наличии свободных мест в общежитиях и лицах, заселенных в них, размещаются также на официальном интернет-ресурсе ОВПО.
9-4. Для объективного рассмотрения заявок для заселения в общежитие решением руководителя ОВПО создается специальная комиссия из числа представителей структурных подразделений и студентов-активистов.
Председателем комиссии является должностное лицо не ниже заместителя первого руководителя ОВПО.
Секретарь не является членом комиссии. Комиссия состоит из нечетного количества членов.
9-5. Для обеспечения прозрачности и объективности процесса заселения, списки обучающихся, заселяемых в общежития на основании электронной очереди по итогам заседания комиссии, должны размещаться на корпоративных информационных порталах ОВПО.
Решение комиссии является основанием для заселения в общежитие либо отказа предоставления места в общежитии.
10. Надлежащее распределение финансовых средств
10-1. Финансовые и бюджетные процедуры в ОВПО должны быть нацелены на повышение эффективности деятельности ОВПО, прозрачность и доступность. Планы развития, финансовая отчетность и отчеты по исполнению плана развития ежегодно должны размещаться на официальном интернет-ресурсе ОВПО, а также на портале информационно-учетного центра Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан.
10-2. В целях управления коррупционными рисками ОВПО должна внедрять механизмы финансового контроля.
Распределение финансовых средств должно вестись в соответствии с требованиями законодательства и принятыми нормативами по штатной численности и по заработной плате, по приобретению товаров - материальных ценностей, работ и услуг.
Финансовая служба ОВПО планирует расходы в соответствии с нормативами.
10-3. Для исключения коррупционных рисков и планирования расходов на закуп товаров - материальных ценностей, работ и услуг в ОВПО создается специальная бюджетная комиссияиз числа представителей структурных подразделений ОВПО независимо от их ведомственной подчиненности студентов-активистов.
Председателем комиссии является должностное лицо не ниже заместителя первого руководителя ОВПО.
Секретарь не является членом комиссии. Комиссия состоит из нечетного количества членов.
10-4. На заседании бюджетной комиссии рассматриваются заявки на закуп товаров - материальных ценностей, работ и услуг от структурных подразделений ОВПО, принимается решение об их целесообразности и необходимости включения в план государственных закупок.
10-5. По итогам заседания составляется протокол. На основании протокола заседания бюджетной комиссии вносятся необходимые данные в План развития ОВПО, составляется годовой план государственных закупок ОВПО и осуществляется закуп товаров, работ и услуг.
10-6. Закупки товаров - материальных ценностей, работ и услуг должны осуществляться строго в соответствии с законодательством о государственных закупках Республики Казахстан, за исключением организаций образования, имеющих исключения в законодательстве о государственных закупках Республики Казахстан.
10-7. Все финансовые операции, произведенные ОВПО, подлежат полному и точному учету и фиксации в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, учетной и налоговой политики, принятых в ОВПО.
10-8. При осуществлении финансовых операций в ОВПО необходимо строгое разделение полномочий. Одно и то же должностное лицо не может инициировать и одобрять платежи.
Для проведения значительных финансовых операций необходимо одобрение руководителя более высокого уровня (первого руководителя, в некоторых случаях - Уполномоченного органа в сфере образования).
10-9. Все платежи должны быть подтверждены соответствующе оформленными документами (договора, акты выполненных работ, счета-фактуры, платежные поручения со штампом банка и т.д.).
Обязательно наличие сопроводительных документов, прилагаемых к подтверждающей документации.
Ограничение количества наличных операций и осуществление строгого контроля за наличными средствами.
Классификация платежей должна быть точной и понятной, как и ее отображение на счетах.
Периодически руководству ОВПО необходимо осуществлять анализ значительных операций и текущей финансовой деятельности.
10-10. Мониторинг финансовой деятельности ОВПО должен осуществляться независимыми аудиторскими организациями. При этом выбор организации, оказывающей данную услугу, необходимо проводить посредством портала государственных закупок, за исключением организаций образования, имеющих исключения в законодательстве о государственных закупках Республики Казахстан.
11. Прозрачность распределения грантов
11-1. Обеспечение прозрачности распределения грантов в рамках действующего законодательства в соответствии с принципами государственной политики в области образования:
1) равенство прав на получение качественного образования;
2) приоритетность развития системы образования;
3) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица;
4) светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
5) уважение прав и свобод человека;
6) стимулирование образованности личности и развитие одаренности;
7) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней;
8) единство обучения, воспитания и развития;
9) демократический характер управления образованием, прозрачность деятельности системы образования;
10) разнообразие организаций образования по формам собственности, формам обучения и воспитания, направлениям образования.
11-2. Прозрачность процедур распределения грантов обеспечивается:
1) открытостью информации по количеству и механизмам распределения грантов;
2) определением и наличием ОВПО должностного лица (подразделения), ответственного за распределение грантов и прозрачность данного процесса;
3) расширением ответственности должностных лиц ОВПО за нарушение права на доступ к информации и обеспечением применения действенных санкций за нарушения при распределении грантов;
4) ведомственным учетом информационных запросов, хода и результатов их рассмотрения, а также внедрения соответствующего централизованного статистического учета с регулярным опубликованием данных онлайн по вопросам распределения грантов;
5) открытым онлайн доступом к основным базам данных (реестрам) ОВПО (с учетом права на личную информацию и т.п.), в частности к реестру высвободившихся в процессе обучения грантов;
6) обеспечение возможности всех членов (работники, обучающиеся) ОВПО и стейкхолдеров в участии в слушаниях по распределению грантов;
7) обеспечение защиты персонала, сообщавшего о фактах коррупции или обоснованных предположений при распределении грантов от давления и репрессивных мер со стороны ответственных работников ОВПО или высшего руководства (органов управления).
12. Прием на работу (конкурс, сведения о вакансиях)
12-1. Согласно законодательству, в сфере образования трудовые отношения работника и ОВПО регулируются трудовым законодательством Республики Казахстан. Замещение должностей научно-педагогических работников (профессорско-преподавательского состава, научных работников) в ОВПО осуществляется на конкурсной основе. Внутренние процедуры, правила проведения конкурсов на замещение вакантных мест профессорско-преподавательского состава регламентируются внутренними нормативными документами.
12-2. Для убеждения в необходимости создания условий для сохранения и развития кадрового потенциала ОВПО, в целях недопущения коррупции и непотизма в деятельности при наличии вакантной должности государственные предприятия и организации образования независимо от формы собственности размещают объявление о проведении конкурса на интернет-ресурсах, в том числе на рекрутинговых порталах, не менее, чем за две недели до даты завершения приема документов.
Конкурс включает в себя следующие этапы:
1) публикация объявления о проведении конкурса;
2) формирование конкурсной комиссии;
3) приём документов от граждан, желающих принять участие в конкурсе;
4) рассмотрение конкурсной комиссией документов участников конкурса на соответствие установленным требованиям;
5) собеседование с кандидатами;
6) заключительное заседание конкурсной комиссии.
12-3. ОВПО для обеспечения прозрачности конкурсных процедур при трудоустройстве должно разработать следующие внутренние нормативные документы:
1. Квалификационные характеристики должностей работников ОВПО в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Правила приема в ОВПО и условия внеконкурсного отбора занятия должностей (кадровый резерв, в случае необходимости).
3.Правила и методы определения профессиональных компетенций, ключевых показателей и расчёта показателя конкурентоспособности.
12-4. В целях исключения коррупционных правонарушений при отборе персонала ОВПО должны внедрить внутреннюю политику противодействия коррупции для обеспечения:
1) условий трудоустройства персонала в соответствии с политикой противодействия коррупции в Республике Казахстан;
2) своевременного ознакомления работника с политикой противодействия коррупции при принятии на работу, в случае необходимости – прохождения работником соответствующего обучения;
3) наличия процедур, позволяющих ОВПО принять соответствующие дисциплинарные меры к тем работникам, которые нарушают политику противодействия коррупции;
4) безопасности работников, выражающейся в недопущении необоснованного наказания, дискриминации или применению мер дисциплинарного взыскания (угроз, изоляции, понижению в должности, препятствованию повышению, переводу, увольнению, запугиванию и преследованию).
ЕИТИ им. академика К. Сатпаева
2021